Концепция развития татарского народа представленная Постоянным представителем РТ в СПб и Лен. области Р. Н. Валиуллиным

24 декабря 2018 г., понедельник

Добрый день, уважаемые участники нашего круглого стола!

 

В этом году Президент Татарстана Рустам Минниханов в своем послании Госсовету Республики определил задачи для Всемирного конгресса татар. Одна из них – принять Стратегию развития татарского народа. Сегодняшнее мероприятие мы организовываем совместно с Европейским университетом Санкт-Петербурга, и на мой взгляд, очень важно при подготовке стратегии учесть мнения теоретиков и практиков, проживающих в регионах России и странах зарубежья. Сегодня у нас в работе круглого стола принимают участие руководители татарских общественных организаций, ученые, краеведы, юристы, общественные и религиозные деятели. Из нашей Республики приехали видные аналитики национальной политики и руководители самой знаменитой благотворительной организации. Это кандидат исторических наук, заместитель форума татарской молодежи Айдар Файзрахманов, Председатель казанского отделения Конгресса татар Фарид Мифтахов, руководители благотворительного фонда «Ярдэм» Ильхам Исмагилов и Марат Низамов.

Спасибо, что смогли приехать в наш замечательный город, Ваше мнение для нас очень важно.

В Республике Татарстан по вопросам подготовки стратегии прошли несколько совещаний, на которых были обсуждены основные механизмы подготовки стратегии.

Были выделены такие моменты как:

- актуальность аккумулирования мнений в регионах проживания татар по подготовки стратегии. Необходимо отметить то, что поскольку большая часть татар живет за пределами Республики Татарстан, первейшая задача стратегии - это культурно-духовное объединение всех татар, проживающих как в республике, так и в регионах России и странах зарубежья.  Конечно, цели и задачи, которые должны отражаться в стратегии для татар, проживающих в республике и за его пределами будут отличаться. В регионах компактного проживания татар ситуация очень разная, даже в независимости от количества проживающих там татар, общественная жизнь, возможности реализации национальных проектов, а также возможности работы с местной администрацией существенно отличаются, задачи, стоящие по сохранению татар в этих регионах - тоже разные. Где-то стоит задача демографической безопасности, где-то — возрождения и сохранения татарской идентичности. Очень важно заложить принцип, что татары разные не только по уровню владения языком, но и в каждом регионе свои собственные задачи по сохранению татар. Следует признать, что по утверждению некоторых аналитиков число говорящих на татарском языке за период с 2002 по 2010 год сократилось более чем на 1 миллион человек. Можно по-разному относиться к этим цифрам, но какая-то доля правды в них есть. И еще какую картину мы увидим в следующей переписи населения, которое пройдет уже в 2020 году? Это очень тревожная ситуация и следует признать, что процесс потери татарского языка, как языка общения наиболее сильно происходит среди татар в регионах России и странах зарубежья. Принятие поправок к закону об образовании, по сути запрещающих обязательное преподавание родных языков, будет только усиливать этот процесс.

Также не следует забывать и само понятие этнической идентичности, а именно то, на основе чего люди отождествляют себя с представителями той или иной этнической группы. Опросы социологов Института истории Татарстана показывают ответ на вопрос что означает быть татарином? многие отвечают -потому что в них течет татарская кровь, происхождение татарское и их предки были татарами. То есть происхождение, история для татар сегодня является главным определяющим признаком их этнической идентичности.

Татары, проживающие за пределами Республики Татарстан, в подавляющем большинстве своем, считают своей исторической родиной Татарстан и всегда надеются на всестороннюю поддержку с его стороны.

Для нас, проживающих в регионах, большая гордость то, что Татарстан – один из наиболее развитых в экономическом, научно-техническом, культурном и духовном отношении регионов России. Республика смогла выстроить сильные горизонтальные связи с регионами России, тем самым укрепляя федерацию. Это, прежде всего, экономические, научные, а также этнокультурные связи.

Вместе с тем, мы все хорошо понимаем, что на ситуацию внутри Татарстана, бесспорно, прямое влияние оказывает то, что происходит в целом в мире и бесспорно в стране. Мы видим, что в условиях ухудшения общей геополитической ситуации в мире, а также политико-экономического состояния внутри страны, все чаще звучат мнения разных политиков о необходимости изменения административно-территориального устройства страны. То есть в их планах вполне вырисовывается планы последующей ликвидации национальных республик и создание крупных экономико-административных единиц, так называемых агломераций. Последние заявления главного редактора радиостанции "Эхо Москвы" Венедиктова о том, что именно национальные республики являются угрозой стабильного развития страны, является подтверждением, что эти идеи еще имеют место быть. Одна из задач стратегии на мой взгляд должна быть направлена именно на обозначение возможных сценариев развития событий внутри страны и проработка возможных вариантов развития нации в свете этих изменений. 

Сегодня все понимают, что ассимиляция нацменьшинств разрушает традиционные межэтнические связи между народами РФ, межрегиональные связи внутри этносов, связи между поколениями, привязку людей к своей земле и её истории. А эти связи являются основой, на которой держится государство.

В силу объективных причин, процессы ассимиляции в мире ускорились, их невозможно совсем остановить. Для больших народов, она тоже актуальна, но в других формах; поглощая большое количество представителей других народов, они тоже частично теряют свою идентичность и иммунитет от дальнейшей ассимиляции. В интересах государства не поощрять, а наоборот, тормозить процессы ассимиляции нацменьшинств.

Прочность государства достигается не путём навязывания каких-то стандартных ценностей, а гармоничным сочетанием, сохранением этнических, религиозных чувств, особенностей, и региональных интересов.

И в Стратегии главными задачами мы должны видеть сохранение и развитие татарского языка и культуры, ведь национально-культурные традиции неразрывны с нашей исторической памятью и связывают поколения и эпохи, являясь при этом источником формирования морально-этических норм.

После 90 годов прошлого века Республика Татарстан предприняла определенные шаги по осуществлению механизмов, направленных на сохранение языка, культуры, самоидентификации. В этом ключе, несомненно, большим достижением были принятые государственные программы: Государственная программа "Сохранения, изучения и развития Государственных языков и других языков Республики Татарстан", Государственная программа Республики Татарстан "Сохранения национальной идентичности татарского народа", государственная программа "Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан", Программы по языкам и национальной политике истекают в 2020 году, а по национальной идентичности уже в следующем году. Мне самому вплотную пришлось заниматься разработкой программ по национальной идентичности и национальной политике. Можно много рассуждать об этих программах, были и резко отрицательные рецензии этих программ, но главное, в них были отражены основные механизмы в виде мероприятий и конкретных пунктов по национальному возрождению языка, образования, культуры, литературы.

Когда мы говорим о программах и стратегиях национальной направленности, то в первую очередь должны определить основные цели и задачи и механизмы реализации этих задач. Любая стратегия - это план действий и всевозможных форм управления на долгий период времени, с указанием способов, направлений и этапов достижения поставленной цели.  Именно наличие стратегического плана есть принципиальное превосходство над ситуацией управления без плана. Это является следствием качественно нового состояния управленческой культуры и общественного сознания в целом. И благодаря стратегии мы сможем ответить на вызовы современности, но вместе с тем татарам необходимо развиваться со всем миром.

В современных условиях консолидацией нации и продвижения механизмов идентичности можно заниматься различными вариантами, но работать с большими группами людей возможно только с помощью СМИ. Печатные СМИ сегодня вряд ли смогут выполнить роль объединительного медиа ресурса, надежда на интернет. И вот исходя из этого в стратегии должны разрабатываться отдельные программы по реализации конкретных задач стратегии.

Для реализации пунктов стратегии в регионах и странах зарубежья мы должны задуматься о негосударственных институтах. Успешные примеры меценатства, которые начали проявляться в регионах, являются одним из самых перспективных механизмов реализации общенациональных проектов и хотя в какой то степени являются повтором уже пройденного пути татар в начале 19 - начале 20 века, когда вся просветительская, печатная, культурная и духовная составляющая была возложена на плечи татарских предпринимателей – это, на мой взгляд, один из возможных сценариев.

В стратегии должны очертиться конкретные горизонты развитого татарского народа, если эта стратегия нацелена на развитие нации. И так развитая татарская нация, условно к 2050 году - это нация по части образования имеющая сеть национальных детских садиков, школ и ВУЗов, имеющая свои учебники и преподавательский состав; по части культуры наличие культурных центров в регионах, музеев, театров, по части науки наличие научных центров по национальным вопросам, по части языковой  идентичности - наличие газет и журналов, телевизионных программ, по части благотворительных инициатив - наличие благотворительных фондов, по части национального капитала, по части религии. Именно простое осознание к чему мы движемся приведет нас к правильным путям достижения этой гармонии развитой нации.          

Но, с другой стороны, мы столкнулись с необходимостью как решить некоторые остающиеся острые проблемы, так и преодолеть новые вызовы.

Мы должны осознать, каков для нашего народа характер долговременных системных вызовов, которые отражают как внешние тенденции, так и внутренние барьеры развития.

Первый вызов – проблема ассимиляции  

Второй вызов – вопросы национального образованиям вытекающая от этого вопрос родного языка

Третий вызов – вопросы национальной культуры и исторической памяти

Четвёртый вызов - национальный капитал и традиции меценатства

При подготовке стратегии необходимо уделить особое внимание также и механизмам контроля реализации пунктов стратеги. И в этом ключе необходимо разделить эти функции на уровне Республики Татарстан и на местных уровнях:

— формирование региональных центров мониторинга с отработанным регламентом реагирования на конфликтогенные ситуации;

— организация эффективного взаимодействия между органами государственной власти, муниципальными образованиями и институтами гражданского общества;

— анализ средств массовой информации, электронных ресурсов, включая блогосферу, информационных ресурсов общественных объединений, научных организаций и экспертных сообществ.

На мой взгляд Стратегия могла бы включать пять основных разделов:

1. Общие положения.

2. Современный мир, Россия, Республики Татарстан: состояние, тенденции и прогнозы социально-экономического развития.

3. Татары в современном мире. Национальные интересы татарского народа и стратегические национальные приоритеты.

4. Обеспечение национальной безопасности.

5. Организационные, нормативно- правовые и информационные основы реализации настоящей Стратегии.

Каждый раздел будет в себя включать раскрытие этих разделов с учетом следующих сфер, а именно:

1. политические,

2. культурные,

3. научные,

4. просветительские,

5. духовные,

6. общественные,

В конце хочу заметить, у татар в истории были очень тревожные и сложные периоды, сегодня не самый худший период, во-первых у нас есть Республика, создана экономическая база, появилась татарская буржуазия и есть система образования и культуры, создан имидж татарского народа, как народа настоящего державника. С высоко поднятой головой мы все в своих сферах должны нести свою лепту в дело сохранения нации.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International