В Библиотеке национальных литератур Санкт-Петербурга в рамках культурно-просветительского проекта «Татарская гостиная» организованного Постоянным представительством Республики Татарстан в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области состоялся творческий вечер «Ислам в истории татарского народа». На мероприятие были приглашены историки, востоковеды, татарская общественность, представители молодежного движения.
При участии в мероприятии заместителя Постпредства РТ Дамира Сабирова присутствующие почтили минутой молчания память погибших в результате теракта в казанской гимназии № 175.
Вечер вели Шамиль Алюшев, известный общественный деятель и Фирая Рашитова, председатель СПбОО татарских женщин «Ак калфак Нева».
Ведущие рассказали об истории ислама. В такой огромной многонациональной стране как Россия по сложившейся исторической традиции тесно соседствуют и переплетаются не только разные народности, но и самые разные религиозные конфессии и верования. Издревле, в России плечом к плечу идут через годы и века две наиболее распространенные религии – Христианство и Ислам. Одними из наиболее многочисленных приверженцев мусульманской веры являются татары. Проникновение ислама на земли, называемые Волжской Булгарией, началось еще в девятом веке, и уже в десятом веке ислам приняли большинство булгар.
В XIII веке большая часть Евразии была завоевана монголами и была образована Монгольская империя Чингис-хана. Но уже в XIII веке стараниями Берке хана Улус Джучи обособилась в отдельное независимое государство. А с принятием ислама ханом Берке ислам приняли и многие правящие роды.
В 1552 — 1556 годах Казанское ханство было завоевано Москвой. Российское государство проводило по отношению к татарам насильственную христианизацию, особенно в Поволжье. Несмотря на изощренные методы христианизации, татары в большинстве своем все же остались верными исламу. Убедившись в бесплодности подобной политики, Российское государство было вынуждено признать ислам. В 1788 году создается Духовное управление мусульман — муфтият, первым муфтием которого стал Мухаммеджан Хусаинов. Несмотря на все трудности, среди татар выросли великие ученые-богословы. Такие, как Батыршах, Курсави, Утыз-Имяни, Таджедин Ялчыгол, Марджани, Габ-деррашид Ибрагимов, Ахмедхади Максуди, Муса Бигиев, Ризаэддин Фахреддин и многие другие. Как видим, принятие ислама нашими предками началось в VIII веке и завершилось в XIV — XVI веках. Ислам сыграл неоценимую роль в образовании, и сохранении татарского народа.
В мероприятие также приняла участие в режиме онлайн - директор Мемориального музея Ризаэддина Фахреддина Альметьевского муниципального района РТ Диляра Гимранова. Музей тесно сотрудничает с «Ак калфак Нева» и проводит совместные мероприятия.
Диляра Гимранова рассказала о музее Р. Фахреддина, который располагает уникальным собранием рукописей и прижизненных изданий ученого, книги середины ХVIII в., старопечатные книги на арабском шрифте, а также значительной частью семейного архива.
Была проведена онлайн-экскурсия по музею. Наиболее ценными экспонатами музея являются прижизненные издания книг ученого и подарки короля Саудовской Аравии, врученные Р. Фахреддину в 1926 году как вице-президенту Всемирного конгресса мусульман в Мекке: поднос и кувшин благовония. В экспозиции находится личный сундук, в котором ученый хранил свои рукописные книги, фотографии и рукописные документы из семейного архива Фахреддиновых. Центральное место в одном из пяти экспозиционных залов занимает генеалогическое древо семьи Фахреддиновых, куда внесено 765 имен. В области ислама именно Р. Фахредддин оказался первым из тех, кто считал, что религия и мусульманская нравственность должна стать основой возрождения татарской нации.
Выступил перед аудиторией и специальный гость мероприятия – правнук Ризаэтдина Фахретдина Чеслав Сымонович.
Вниманию гостей также была представлена книжно-иллюстративная выставка «Мир Ислама» из фондов Библиотеки национальных литератур. Вечер прошёл в тёплой дружественной обстановке. Гостям были вручены книжки «Тәрбияле бала», изданные музеем.